- ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ морем
- Транспортировка грузов на морских судах из одного порта в другой с учетом их транспортных свойств, при условии обеспечения сохранности груза и безопасности для судна и экипажа. Перевозку генеральных (штучных) грузов осуществляют на универсальных или специализированных судах по счету грузовых мест с указанием массы каждого места в грузовой документации. При сдаче груза получателю перевозчик не несет ответственности за его массу, если число мест не изменилось и тара в хорошем состоянии. В целях механизации погрузочно-разгрузочных работ формируют укрупненные грузовые места - транспортные пакеты, которые устанавливаются и закрепляются на поддонах (площадках), удобных для работы погрузчика и другой техники. В этих же целях широко применяют трейлеры, контейнеры, флеты (контейнеры без крыши, боковое ограждение которых надежно удерживает груз) и т.п. Контейнерные П.Г. осуществляются на обычных сухогрузных и специализированных судах - контейнеровозах. Широко для этой цели используются суда с горизонтальной грузообработкой и баржевозы. Число ярусов и контейнеров в трюмах и на палубе ограничено, зависит от конструкции судна и его размеров. Обработка контейнеров в портах производится на контейнерных терминалах. Для обеспечения правильной загрузки судна и выгрузки контейнеров в порту назначения, особенно в промежуточных портах, предварительно составляют контейнероплан (разновидность грузового плана). Комплект контейнеров формируется заранее, так чтобы обеспечить непрерывность грузовых работ и удобство их выполнения без дополнительной пересортировки контейнеров. Лихтерные П. Г. осуществляют лихтеровозами. Погрузка-выгрузка лихтеров (несамоходных барж) производится собственными средствами судна на рейде, защищенном от влияния неблагоприятных погодных условий. Сами баржи загружают в портах, расположенных на внутренних водных путях, и буксирами доставляют к установленной расписанием дате в морской порт. Там их грузят на лихтеровоз и перевозят морем до другого порта или устья реки, откуда они буксируются до места назначения, а судно загружают новыми баржами. Трейлерные П.Г. выполняются на судах с горизонтальной грузообработкой. На трейлерах перевозятся различные генеральные грузы - пакеты, ящики, контейнеры, тяжеловесы и др. Груз крепится непосредственно к трейлеру. На судне трейлеры крепятся к палубе или бортам. Перевозка подвижной техники (колесной и гусеничной) - автомобилей, тракторов и т.п. - производится на обычных сухогрузных судах в трюмах и на палубе с погрузкой береговыми и судовыми кранами, а также на специализированных судах - автомобилевозах и на судах с горизонтальной грузообработкой. В последнем случае технику грузят своим ходом или буксируют, поэтому принимают к перевозке в расконсервированном виде. Крепится она в зависимости от габаритов и массы с помощью стальных тросов, мягкой проволоки, деревянных брусков и досок. На специализированных судах существуют штатные системы крепления груза. Перевозка легковых автомобилей возможна в контейнерах международного стандарта. Изделия машиностроения (станки, оборудование и т. д.) перевозят как в таре, так и без нее. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы (тепловозы, гидротурбины) требуют специальных расчетов по размещению и креплению на судне. Их перевозят на универсальных судах в трюмах и на палубе, на судах с горизонтальной грузообработкой, тяжеловесные и крупногабаритные - на судах для перевозки тяжеловесов, а иногда на баржах. Перевозка проката (болванок, листовой стали, арматурного железа, рельсов, проволоки в бухтах и т. д.) выполняется в трюмах судна без упаковки отдельными местами, в связках или пакетах массой до десятков тонн. Груз должен быть уложен и закреплен так, чтобы в процессе перевозки не произошло его смещения (наиб, опасны листовая и арматурная сталь в связках). Крепление выполняют при помощи прокладок, стоек, распорок из досок и бруса, а также стального троса. Вентилирование грузовых помещений предотвращает образование конденсата на грузе и корпусе судна и их коррозию. Перевозка леса (пиленого, круглого, колотого, технологической щепы и другого) осуществляется на лесовозах, лесовозах-пакетовозах, щеповозах и на других специализированных судах, пригодных для перевозки леса. Сложность перевозки в том, что часть леса (до 1/3) размещают на палубе, где он подвергается воздействию волн, ветра, обледенения. Высота каравана (леса, погружаемого на палубу) регламентируется требованиями к остойчивости судна. Палубный лесной груз должен быть плотно уложен и закреплен так, чтобы исключить возможность его подвижки под воздействием качки, ветра и ударов волн. Караван крепят деревянными стойками (стензелями) и найтовами (см. Крепление груза найтовами) так, чтобы в случае опасного крена найтовы можно было легко отдать и сбросить часть каравана в море. Перевозка нефти и нефтепродуктов (бензина, керосина, мазута, соляра, минер, масел и другой) производится наливом в грузовых танках специализированных судов - танкеров. Сырая нефть и нефтепродукты опасны в пожарном отношении, а их пары ядовиты и взрывоопасны. Поэтому при их перевозке и грузовых операциях должны строго соблюдаться правила по обеспечению безопасности судна, портовых сооружений и людей. Подготовка танкера к грузовым операциям (зачистке, дегазации, проверке грузового оборудования и т. д.) начинается еще до прихода в порт погрузки. Составляются грузовой план и технологическая карта грузовых операций. Проверяются система судовой сигнализации и средства пожаротушения, принимаются меры по предотвращению попадания паров нефтепродуктов в судовые помещения. Погрузку нефти производят как в портах, так и на специально оборудованных точечных причалах. В процессе погрузки контролируют уровень груза в танках во избежание перелива. Выгрузка производится также по заранее разработанной технологической карте. Перевозка сжиженных газов выполняется на узкоспециализированных судах - газовозах, которые оборудованы особыми грузовыми цистернами и устройствами, позволяющими принимать газ на судно, сохранять его в пути и выгружать в порту назначения. В зависимости от термодинамических свойств газа, оборудования береговых станций, гидрометеорологических условий района плавания и другой применяют 3 способа сохранения сжиженного газа: под давлением с температурой, равной температуре окружающего воздуха; с низкой температурой (охлаждением) при давлении, близком к атмосферному; при комбинировании относительно невысокого давления с частичным охлаждением. Сжиженные газы не менее опасны в пожарном отношении, чем пары нефтепродуктов, и требуют особых противопожарных мер. Навалочный(насыпной) груз перевозят без тары навалом (насыпью) в трюмах специализированных судов для навалочных грузов (балкеров). Особенность таких грузов заключается в их сыпучести, слеживании, склонности к смещению при перевозке (зерно, некоторые руды, рудные концентраты и другой), подверженности самовозгоранию (сера, каменный уголь, жмыхи и другой). Концентраты руд и другие измельченные материалы с большим содержанием влаги во время рейса под действием качки и вибрации могут перейти в состояние текучести, сместиться к борту и вызвать опрокидывание судна. Поэтому содержание влаги в рудных концентратах постоянно контролируется. Некоторые навалочные грузы относятся к опасным (см. ниже). Перевозка каменного угля и кокса выполняется навалом в трюмах специализированных судов - углерудовозов или обычных сухогрузных судов. Уголь относится к самовозгорающимся грузам, выделяющим взрывоопасные газы. Поэтому суда для его перевозки должны быть оборудованы системой парового или углекислотного тушения в трюмах, устройствами для измерения температуры по всей высоте трюма и для герметизации трюмов в случае возгорания угля, газоанализаторами для контроля за концентрацией выделяемого углем метана. В процессе перевозки должен соблюдаться строгий противопожарный режим, вентилирование трюмов должно быть только поверхностным. Не допускается погрузка на судно угля, имеющего температуру свыше 35 °С. Уголь грузят судовыми грузоподъемными средствами или береговыми кранами, оборудованными грейферами, а на специализированных причалах - ленточными конвейерами. Кокс имеет большой удельный погрузочный объем, и его перевозка допускается на палубе, огражденной специальными металлическими сетками. Зерно (пшеницу, ячмень, овес и другой) перевозят в мешках или насыпью в трюмах универсальных судов, балкеров, а также в грузовых танках танкеров после соответствующей их подготовки. Перевозка зерна насыпью опасна из-за возможности смещения груза и потери судном остойчивости. Судно должно быть обеспечено типовыми планами загрузки зерном с расчетом всех критериев остойчивости, которые должны быть заверены компетентным органом государства. В заграничном плавании администрация порта погрузки проверяет соответствие критериев остойчивости требованиям правил и только тогда выдает разрешение на выход судна в море. Меры для предотвращения смещения зерна: устройство продольных переборок в грузовых помещениях, закрепление поверхности зерна специальной платформой из брезента и досок, погрузка части зерна в мешках поверх насыпного. Следует также учитывать, что зерновые грузы могут самонагреваться, поглощать кислород из воздуха грузовых помещений. Перевозка опасных грузов производится в строгом соответствии с Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ). Владелец опасных грузов обязан приложить к перевозным документам сертификат о качестве груза и свидетельство о том, что груз упакован, маркирован, снабжен знаками опасности в соответствии с требованиями Правил. Запрещается принимать к перевозке грузы, имеющие торговые или обобщенные названия, например "химикаты", "медикаменты" и т. д. Ответственность за выполнение Правил при предъявлении грузов несет грузоотправитель, а в процессе погрузочно-разгрузочных работ и перевозки - начальник порта и капитан судна соответственно. При погрузке легковоспламеняющихся твердых веществ, а также грузов, выделяющих легковоспламеняющиеся пары и газы, на все газовыпускные трубопроводы и дымоходы должны быть установлены искрогасители (искроуловители). Электрические устройства в трюме для перевозки таких грузов должны быть во взрывобезопасном исполнении и защищены от случайных повреждений. Вентиляционная система судов для перевозки веществ, способных выделять воспламеняющиеся или ядовитые пары и газы, должны исключать их поступление в жилые и служебные помещения, а в грузовых помещениях - обеспечивать концентрацию ниже допускаемых пределов; вентиляционные трубы должны быть оборудованы пламепрерывающей арматурой. Если переборки не оборудованы достаточной теплоизоляцией, то в смежных с ним трюмах необходимо установить дополнительные теплоизоляционные переборки или исключить перевозку в них некоторых классов опасных грузов. Судно должно иметь противопожарные средства, соответствующие роду перевозимого груза. Пригодность судна к перевозке опасных грузов определяется специальной комиссией, которая на основании правил МОПОГ составляет акт. Перед началом погрузки капитан обязан проверить готовность судна к перевозке предъявленных опасных грузов, проинструктировать экипаж о свойствах грузов, их упаковке, виде и значении ярлыков на грузовых местах, правилах укладки и обращения с грузом, мерах техники безопасности и пожарной безопасности. Укладку опасного груза в трюме следует производить так, чтобы обеспечить возможность контроля за состоянием груза в рейсе и принятия соответствующих мер в случае аварии (пожар, взрыв, выделение ядовитых газов или паров и т. д.). Если требуется постоянное наблюдение за опасным грузом или возможно образование смесей взрывчатых газов и ядовитых паров, такой груз разрешается перевозить только на палубе судна с обеспечением свободного доступа к нему, а в необходимых случаях - немедленного выбрасывания его за борт. Допустимость совместной перевозки различных опасных грузов определяется по таблице совместимости опасных грузов, помещенной в правилах МОПОГ. Химические грузы перевозят в таре, навалом или наливом на специализированных судах - химовозах. Многие из них являются опасными, их перевозка регламентируется правилами МОПОГ. Некоторые химические грузы обладают высокой токсичностью, сильным коррозийным действием, несовместимостью с другой грузами и т. п. и требуют особых мер предосторожности. Капитану судна должна быть представлена информация о свойствах груза, мерах предосторожности и способах защиты. Перевозка пищевых продуктов (скоропортящихся грузов, хлебных грузов всех видов, сахара, кофе, какао и т. д.) производится только после соответствующей подготовки трюмов, а также при условии создания оптимальных для данного продукта температурного и влажностного режимов в грузовом помещении, рефрижерации, кондиционирования, вентиляции. К общим требованиям такой перевозки относятся: обеспечение совместимости грузов в зависимости от их транспортных свойств, исключение порчи вредителями, повреждения от подмочки атмосферными осадками или морской водой. Большинство скоропортящихся грузов перевозят на рефрижераторных судах, на сухогрузных судах с рефрижераторными трюмами или в рефрижераторных контейнерах. Помещения для перевозки пищевых и скоропортящихся грузов должны быть предварительно зачищены, дезодорированы, просушены, охлаждены, озонированы (не менее чем за 48 ч до начала погрузки). Их чистота и пригодность к погрузке проверяются санитарной инспекцией порта, которая выдает соответствующее свидетельство. Совместная перевозка различных скоропортящихся грузов допускается, если их физико-химичечкие свойства не могут оказать вредного влияния на другой грузы и режимы перевозки, требующиеся для их сохранности, не противопоказаны. Во время рейса ведется наблюдение за температурно-влажностным режимом в трюмах, результаты которого фиксируются в специальном журнале. Перевозка животных и грузов животного происхождения регламентируется ветеринарным уставом. К перевозке принимаются (при наличии ветеринарного свидетельства) здоровые животные, птица и грузы животного происхождения (мясо, невыделанные кожи, пушнина, кости и др.), благополучные в ветеринарно-санитарном отношении, прошедшие предварительные исследования и соответствующую обработку. В ветеринарном свидетельстве подтверждается отсутствие инфекционных заболеваний у животных, а также удостоверяется, что грузы животного происхождения получены от здоровых животных, с территорий, не имеющих инфекционных заболеваний. Ветеринарное свидетельство выдается на каждую партию груза и действительно 3 суток с момента выдачи. Выгрузка таких грузов допускается только в портах, где действуют ветеринарно-контрольные пункты. После выгрузки моют, а в некоторых случаях (по требованию ветсаннадзора) дезинфицируют грузовые помещения. Перевозка многих видов грузов регламентируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря. Специальные требования по сохранной перевозке грузов, по качеству упаковки и тары изложены в технических условиях и правилах перевозки каждого конкретного груза.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.